В прошлом году Setra, с 1995-го входящая в состав EvoBus GmbH – дочерней компании Daimler AG, отпраздновала сразу два юбилея: в 1911-м семейная фирма «Wagenmeister Karl Kassbohrer» выпустила свой первый автобус с закрытым кузовом (100 лет), а в 1951-м свет увидела машина с несущим кузовом (60 лет), откуда собственно и пошло название Setra – аббревиатура, составленная из первых букв SElbst TRAgend, что означает «самонесущий кузов».
История компании неразрывно связана с Ульмом. Именно здесь в 1893 году Карл Кессборер (1864-1922) открыл мастерскую по производству повозок и карет. В Новом Ульме до сих пор находится и завод Setra, на котором помимо одноименных автобусов собирают еще туристические и междугородные машины под маркой Mercedes-Benz - Travego и Integro.
Стоит отметить, что в Ульме умеют не только строить лучшие в мире автобусы, но и хранить «предания старины глубокой». Более 500 лет стоит в центре города по адресу Fischergasse, 23, am Saumarkt (рыбацкий переулок у скотного рынка) дом с изображением виноградной лозы на фронтоне – родовое гнездо Кессбореров, ныне музей, в котором можно ознакомиться с историей славной марки.
Первый автобус Карла Кессборера с деревянным закрытым кузовом был построен на шасси грузовикаSaurer и оснащался 30-сильным четырехцилиндровым двигателем, мог перевозить 28 человек, из них 18 располагались на сиденьях. Тот автобус был примечателен еще и тем, что впервые в Германии рабочее место водителя располагалось в закрытой кабине. После смерти отца-основателя бразды правления семейным предприятием перешли к его сыновьям – Карлу (1901-1973) и Отто (1904-1989), еще до начала Второй мировой войны отметившихся целым рядом интересных конструкций. Так, например, в 1935 году по заказу Deutsche Reichsbahn в Ульме были построены комфортабельные пассажирские лайнеры с кузовами аэродинамической формы на шасси Daimler-Benz. Они работали на линии Лейпциг – Берлин и могли развивать до 130 км/ч. Три года спустя компания выпустила самый большой в то время в мире автобус, представлявший собой пассажирский полуприцеп вместимостью 170 человек, работавший в составе автопоезда с седельным тягачом Mercedes-Benz.
Однако всемирная слава к семейной фирме из Ульма пришла уже после войны. Дело в том, что практически все производители автобусов в то время строили их исключительно на шасси грузовых автомобилей, что имело очевидный минус - автобусостроители целиком и полностью зависели от поставщиков шасси, которые доставались им по остаточному принципу. В Ульме решились на революционный шаг в пользу конструкции автобуса с несущим кузовом. Отказ от применения грузового шасси, помимо независимости от поставщиков, означал существенное снижение снаряженной массы автобуса, перенос двигателя в задний свес и увеличение объема багажных отсеков.
Первые Setra, получившие официальное обозначение S 8, были собраны в августе 1951-го. Длина машины составляла 9300 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2700 мм. Автобус, рассчитанный на 36 мест, включая водительское, оснащался 100-сильным шестицилиндровым двигателем Henschel, установленным в заднем свесе. Чуть позже, начиная с машин так называемой «десятой серии», используя модульный принцип, Кессборерам удалось создать целое семейство стилистически и конструктивно схожих автобусов, различавшихся лишь габаритами и отчасти агрегатной базой. Оно насчитывало девять базовых моделей, начиная от маленького S 6 (6 рядов сидений) и заканчивая длиннющим S 15 (15 рядов).
Свое пятидесятилетие Setra отметила появлением нового семейства автобусов «400 серии», которые выпускаются в трех модельных линейках – TopClass, ComfortClass и MultiClass. В нынешнем году нас ожидает очередная премьера от Setra.
Setra S9
Источник: PR служба ООО "ЕвоБус Русслэнд". 02.05.2012